"Натуральное хозяйство", Авторевю, №7 (447), 2010

После моего визита на завод легкосплавных колес Wanfeng Auto Wheel (АР №19, 2009) в редакцию пришло письмо из российской фирмы КиК: почему о китайцах рассказываете, а о своих — нет? И я отправился в Красноярск: посмотреть, как делают колеса, которые поставляются не только на конвейеры в Тольятти, Ульяновск и Нижний Новгород, но и на московский завод Renault, и на всеволожский Ford.

Предприятие КиК — дитя конверсии. В конце 80-х в СССР были заводы-гиганты по производству цветных металлов, обладавшие колоссальными мощностями для выпуска легкосплавных деталей для самолетов, танков и ракет. Но количество военных госзаказов к 1990 году резко упало. В подмосковном Ступине, Верхней Салде и Белой Калитве принялись ковать (специалисты говорят: изотермически штамповать) автомобильные колеса, а на Красноярском металлургическом заводе решили освоить экономически более выгодный способ — литье. С помощью немецких посредников из торговой фирмы Космос закупили четыре корейские литьевые машины, и в 1991 году были изготовлены первые 14-дюймовые легкосплавные колеса КиК для автомобилей Hyundai Sonata и Москвич-2141.

Входной анализ химического состава для каждой партии привозимого с КраМЗа расплавленного алюминия занимает не более 10 минут — чтобы не успел кристаллизоваться (Фотография 1)

Рабочий, снимающий с готового расплава «пенку» окислов, в отличие от своего китайского коллеги на Wanfeng Auto Wheel, облачен в «броню» защитной амуниции: маску, жаропрочные перчатки и фартук (Фотография 2)

Компьютерную программу для расчета напряжений в колесе методом конечных элементов на КиК используют с 1996 года. А виртуальное моделирование литья внедрили в 2006 году. До этого техпроцесс проектировали по старинке: критические места определяли опытным путем (Фотография 3)

Если первая буква «К» в названии означает КраМЗ (Красноярский металлургический завод), то вторая — Космос: оборотистые немецкие торговцы записались в соучредители. С 1996 года КиК стал независимым как от немцев, так и от КраМЗа, но цеха по-прежнему находятся на территории металлургического завода. Если на китайский Wanfeng Auto Wheel, на московское предприятие Прома или даже на расположенный всего в 30 км от Красноярска дивногорский Скад алюминий поставляют в чушках, то на КиК специально оборудованный Камаз привозит расплав! За те несколько минут, что идет входной контроль его химического состава (а это обязательная процедура), металл не успевает остыть до критических 670°С, и его сливают в пять плавильных печей (в каждой помещается по 2,5 тонны жидкого алюминия), где в расплав добавляют кремний, стронций и бор. Нет лишнего расхода электроэнергии на плавку — ниже себестоимость.

Почему же тогда колеса КиК не дешевле других? По словам красноярцев, причина в том, что они отливают колеса не из алюминия марки А7, а из более чистого металла марки А85. Он на 10% дороже (100 рублей за килограмм А85 против 90 рублей за килограмм А7), зато в нем меньше примесей — в первую очередь железа, которое делает алюминий более хрупким. А это сулит более высокую живучесть колеса при ударах.

Такую сетку царапин до металла наносят на три готовых колеса из партии для проверки адгезии лакокрасочного покрытия. Краска не должна отслаиваться (Фотография 4)

Степень автоматизации механической обработки — более 90% (Фотография 5)

По требованию немцев из фирмы Volkswagen визуальная проверка герметичности, когда неокрашенное колесо зажимают между двух резиновых «блинов», помещают в ванну с водой и создают внутри давление в 6 атм (на фото), в этом году будет заменена на автоматическую: вместо избыточного давления будет создаваться вакуум, а вместо воды использоваться гелий — специальные датчики будут отслеживать его утечку (Фотография 6)

Ребристый «матричный» обод позволяет облегчить 14-дюймовое колесо Приоры на полкилограмма без потери прочности и жесткости. Полную сверку геометрии с 3D-моделью (на фото) проходит только первое и последнее колесо из партии. Красноярцы в области контроля качества многое почерпнули из тойотовской производственной системы TPS (Фотография 7)

Но сначала в расплав нужно засыпать легирующие добавки, которые сделают металл прочнее. Для тех колес, что пойдут на конвейеры автозаводов, на КиКе готовят сплав АК7 с относительно невысоким, семипроцентным содержанием кремния. Он тоже чересчур пластичен, но после шестичасовой закалки при температуре 5300С и последующего двухминутного охлаждения в воде приобретает необходимую прочность. А вот для тех колес, что попадут на прилавки автомагазинов, технология иная — их отливают из сплава АК12 с 12-процентным содержанием кремния, но без закалки. Выходит, «магазинные» колеса КиК хуже тех, что идут на конвейеры автозаводов? Как уверяют красноярцы, по хрупкости они не отличаются, но по прочности действительно немного проигрывают, зато обходятся дешевле.

В остальном процесс производства очень похож на тот, что я видел в Китае. Готовый расплав сначала сливают из печи в огромный ковш, где рабочий черпаком на длинной ручке снимает с него «пенку» окислов. Затем горячий металл под низким, до 0,7 атм, давлением поступает в одну из 26 литейных машин немецкой фирмы Gima (четыре старых корейских агрегата тоже до сих пор в строю). Из кокиля, то есть металлической пресс-формы, заготовка попадает на визуальный и рентгеноконтроль: на переплавку отправляют 10—12% бракованных отливок. А потом — механическая обработка, проверка герметичности, промывка, окраска и финальный контроль перед упаковкой.

Автоматическая окрасочная линия Eisenmann мощностью 2,5 млн колес в год в 2005 году обошлась в семь миллионов евро. Промывка перед нанесением краски — в вертикальном положении, окраска — в горизонтальном (Фотография 8)

Циклическое нагружение изгибом с вращением (на фото) красноярцы считают наиболее критическим испытанием для литых легкосплавных колес. Именно здесь отсеивается большинство неудачных конструкций (Фотография 9)

Главное отличие от китайского завода — в культуре производства. Если в закопченной литейке Wanfeng Auto Wheel голова кружится от жары и вредных выбросов, то тут условия вполне комфортные. Оператор литейной машины не размахивает киянкой, очищая пресс-форму после заливки, а лишь нажимает кнопки. И у всех рабочих — наушники, очки или защитная маска: в прошлом году на заводе КиК получили сертификат экологической безопасности ISO 14001-2004. А полностью автоматизированная линия Eisenmann для окраски колес, которая в 2005 году обошлась заводу в семь миллионов евро, позволяет фирме давать на лакокрасочное покрытие пожизненную гарантию!

Конечно, многое из этого обусловлено жесткими условиями, предъявляемыми заказчиками «конвейерных» колес — первым из них был всеволожский Ford. Например, именно по настоянию фордовцев на КиКе появились аппарат для «обстрела» фрагмента колеса дробью и дополнительное испытание на удар под прямым углом: проверку обода на прочность при попадании колеса в яму с острыми краями (прогиб реборды должен быть не более 4 мм) на Форде ввели после анализа опыта эксплуатации российских Фокусов.

Единственные тесты, которые красноярцы не проводят сами, — это коррозионные испытания в камере соляного тумана: они отданы на откуп автозаводам. А в остальном… Государство в государстве! Даже пластиковые «ступичные» колпачки и упаковку из гофрокартона на КиКе делают сами, не говоря уже про пресс-формы и прочую оснастку. Не хотят зависеть от поставщиков.

Выемка отливки механизирована на 100%: оператор литьевой машины лишь контролирует процесс (Фотография 10)

Полный цикл испытаний, в том числе и ударных, проводят и с колесами конкурентов (Фотография 11)

И аутсорсингом, то есть заказом дизайна и инженерных расчетов, красноярцы не пользуются — все колеса разрабатывают три собственных дизайнера с инженерным образованием. А прочностные расчеты с 1996 года на КиКе делают в системе автоматизированного проектирования, которая с 2006 года учитывает еще и технологические ограничения литья.

Но подобные системы есть и у других производителей, в том числе и российских. А конкуренция нынче велика: те же соседи с дивногорского литейно-механического завода Скад, производящего колеса с 2004 года, тоже добились права поставлять свою продукцию на конвейер Форда и заводов компании Sollers. Спрос на колеса КиК в прошлом году упал на 14% — было сделано немногим более полутора миллионов колес, 30% из которых пришлось на конвейерные поставки.

Однако на фирме царит оптимизм. С «розничными» колесами КиК хочет продвигать продажи в Восточной Европе, а в 2011 году — выйти на американский рынок. А в том, что касается конвейерных поставок, уже близки к завершению переговоры с Фольксвагеном, на очереди битва за калужский завод PSA-Mitsubishi, за питерские площадки фирм Nissan и Hyundai… Конкуренция — двигатель прогресса!

www.autoreview.ru

"Натуральное хозяйство", Авторевю, №7 (447), 2010

КС740 (17_Mazda CX-5)

Узнать больше

Узнать больше

КС741 (16_ASX)

Узнать больше

Узнать больше

Urals (КС732)

Узнать больше

Узнать больше

Sayan (КС731)

Узнать больше

Узнать больше

По автомобилю
По параметрам
© 1991-2016 ООО «КиК».
Наверх